Положение о
внутришкольном контроле в общеобразовательном
учреждении
1.1.Общие положения
Настоящее Положение
разработано в соответствии с Законом
РФ «Об образовании», «Типовым
положением об образовательном учреждении»,
Письмом министерства образования
РФ от 10.09ю 1999г. №22-06-874 «Об обеспечении
инспекционно-контрольной
деятельности», Уставом общеобразовательного
учреждения, программой
развития школы и регламентирует
содержание и порядок проведения
внутришкольного контроля администрацией.
1.2.Внутрншкольный контроль
- главный источник
информации для диагностики
состояния образовательного процесса,
основных результатов деятельности
образовательного учреждения. Под
внутришкольным контролем понимается
проведение членами администрации школы
наблюдений, обследований, осуществляемых
в порядке руководства, и контроля в
пределах своей компетенции за соблюдением
работниками школы законодательных и
нормативных актов РФ, субъекта
РФ, муниципалитета, школы в области
образования.
Процедуре внутришкольного
контроля предшествует инструктирование
должностных лиц по
вопросам его проведения.
1.3.Положение о внутришкольном
контроле утверждается
педагогическим советом, имеющим
право вносить в него изменения и
дополнения.
1.4.Целями внутришкольного
контроля являются:
осуществление контроля
над исполнением законодательства
в области образования;
выявление случаев
нарушений и неисполнения
законодательных и нормативно-правовых
актов, принятие мер по их пресечению;
анализ причин, лежащих
в основе нарушений, принятие мер
по их предупреждению;
анализ и экспертная
оценка эффективности результатов
деятельности педагогических
работников;
изучение результатов
педагогической деятельности,
выявление положительных
и отрицательных тенденций в организации
образовательного процесса
и разработка на этой основе
предложений по распространению
педагогического опыта
и устранению негативных тенденций;
анализ результатов реализации
приказов и распоряжений по школе;
оказание методической
помощи педагогическим работникам в
процессе контроля.
1.6.Функции контроля:
информационно-аналитическая;
контрольно-диагностическая;
коррективно-регулятивная.
1.7.Директор школы и по его
поручению заместители директора или
эксперты вправе
осуществлять внутришкольный контроль
результатов деятельности работников
по вопросам:
соблюдение законодательства
РФ в области образования:
осуществление государственной
политики в области образования;
использование финансовых
и материальных средств в соответствии
с нормативами;
использования методического
обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных
образовательных программ и учебных
планов, соблюдения
утвержденных учебных графиков;
соблюдения устава, правил
внутреннего трудового распорядка
и иных локальных актов
школы;
соблюдения порядка проведению
промежуточной аттестации обучающихся
и текущего контроля
успеваемости;
своевременность
предоставления отдельным категориям
обучающихся дополнительных
льгот и видов материального обеспечения,
предусмотренных законодательством
РФ, законодательством области и правовыми
актами органов местного
самоуправления;
работы подразделений
организаций общественного питания и
медицинских учреждений
в целях охраны и укрепления здоровья
обучающихся и работников школы;
другим вопросам в рамках
компетенции директора школы.
1.8.При оценке деятельности
учителя в ходе внутришкольного контроля
учитывается:
выполнение государственных
программ в полном объеме (прохождение
материала, проведение практических и
контрольных работ, экскурсий и др.);
уровень знаний, умений,
навыков и развитие учащихся;
степень самостоятельности
учащихся;
владение учащимися
общеучебными навыками, интеллектуальными
умениями;
дифференцированный подход
к учащимся в процессе обучения;
совместная деятельность
учителя и ученика;
наличие положительного
микроклимата;
умение отбирать учебный
материал (подбор дополнительной
литературы, информации
и другого материала, направленного
на усвоение учащимися системы
знаний);
способность к анализу
педагогических ситуаций,
рефлексии, самостоятельному
контролю за результатами педагогической
деятельности;
умение корректировать свою
деятельность;
умение обобщить свой опыт;
умение составлять и
реализовывать план своего
развития. 1.9.Методы
контроля за деятельностью учителя:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
наблюдение;
изучение документации;
самоанализ урока;
беседа о деятельности
обучающихся;
результаты учебной
деятельности обучающихся. 1.10.Методы
контроля за результатами
учебной деятельности:
наблюдение;
устный опрос;
письменный опрос;
письменная проверка знаний
(контрольная работа);
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование,
тестирование;
- проверка
документации.
1.11.Внутришкольный контроль
может осуществляться в виде плановых
или оперативных проверок, мониторинга,
проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в
виде плановых проверок осуществляется
в соответствии утвержденным
планом-графиком, который обеспечивает
периодичность и исключает
нерациональное дублирование в организации
проверок. Он доводится
до членов педагогического коллектива
в начале учебного года.
Внутришкольный контроль в
виде оперативных проверок осуществляется
в целях установления
фактов и проверки сведений о нарушениях,
указанных в обращениях
обучающихся и их родителей или других
граждан, организаций, урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между
участниками образовательного
процесса.
Внутришкольный контроль в
виде административной работы осуществляется
директором школы или
его заместителями по учебно-воспитательной
работе с целью проверки
успешности обучения в рамках текущего
контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
1.12.Виды внутришкольного
контроля:
предварительный
(предварительное знакомство);
текущий (непосредственное
наблюдение за учебно-воспитательным
процессом);
итоговый (изучение
результатов работы школы, педагогов
за четверть, полугодие,
учебный год).
1.1З.Формы внутришкольного
контроля:
персональный;
тематический;
классно-обобщающий;
комплексный.
1.14.Правила внутришкольного
контроля:
Внутришкольный контроль
осуществляют директор школы или
по его поручению заместители по
учебно-воспитательной работе,
руководители методических объединений,
другие специалисты;
в качестве экспертов к
участию в контроле могут привлекаться
другие (компетентные)
организации и специалисты;
директор издает приказ
(указание) о сроках и теме предстоящей
проверки, устанавливает
срок предоставления итоговых материалов,
план-задание;
план-задание определяет
вопросы конкретной проверки и
обеспечивает достаточную информированность
и сравнимость результатов внутришкольного
контроля для подготовки
итогового документа по отдельным
разделам деятельности школы или
должностного лица;
продолжительность
тематических или комплексных проверок
не должна превышать
10 дней с посещением не более 5
уроков, занятий и других мероприятий;
эксперты имеют право
запрашивать необходимую информацию,
изучать документацию,
относящуюся к предмету внутришкольного
контроля;
при обнаружении в
ходе внутришкольного контроля
нарушений законодательства РФ в области
образования, о них сообщается директору
школы;
экспертные опросы и
анкетирование обучающихся проводятся
только в необходимых
случаях по согласованию с психологической
и методической службой
школы;
при проведении планового
контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя,
если в месячном плане указаны сроки
контроля. В экстренных
случаях директор и его заместители по
учебно-воспитательной работе
могут посещать уроки учителей
школы без предварительного предупреждения;
при проведении
предварительных проверок педагогический
работник предупреждается не менее
чем за один день до посещения уроков;
в экстренных случаях
педагогический работник предупреждается
не менее чем за один
день до посещения уроков (экстренным
случаем считается жалоба на нарушения
прав ребенка, законодательства об
образовании).
1.15.Основания для внутришкольного
контроля:
заявление педагогического
работника на аттестацию;
плановый контроль;
проверка состояния дел для
подготовки управленческих решений;
обращение физических и
юридических лиц по поводу нарушений в
области образования.
1.16.Результаты внутришкольного
контроля оформляются в виде аналитической
справки, доклада о состоянии дел по
проверяемому вопросу или иной
формы, установленной в школе. Итоговый
материал должен содержать констатацию
фактов, выводы и предложения. Информация
о результатах доводится до работников
школы.
По итогам внутришкольного
контроля в зависимости от его формы,
целей и задач, а также
с учетом реального положения дел:
а) проводятся
заседания педагогического совета или
методического совета, производственные
совещания с педагогическим составом;
б) сделанные
замечания и предложения фиксируются в
документации согласно номенклатуре
дел школы;
в) результаты
внутришкольного контроля могут
учитываться при проведении аттестации
педагогических работников, но не являются
основанием для заключения экспертной
группы.
1.17.Директор школы по
результатам внутришкольного контроля
принимает следующие
решения:
- об издании
соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых
материалов внутришкольного
контроля коллегиальным
органом;
о проведении повторного
контроля с привлечением
определенных специалистов
(экспертов);
о привлечении к дисциплинарной
ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
иные решения в пределах
своей компетенции.
1.18.O
результатах проверки сведений, изложенных
в обращениях обучающихся,
их родителей, а также в обращениях и
запросах других граждан и организаций,
сообщается им в установленном порядке
и в установленные сроки.
|